Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

четверг, 5 апреля 2018 г.

Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев, 1905


Россия. Министерство народного просвещения. Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев (1905).
Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев / Под ред. А.С. Будиловича. - Санкт-Петербург, 1905. - [2], LIII, 366, IV с.; 25.
 

____________________________

Несмотря на то, что Россия с самого начала своей истории формировалась как многоконфессиональное полиэтническое государство русских и татар, свобода вероисповедания и права этносов в нем до определенной поры не соблюдались. Известно, что первый серьезный шаг в сторону соблюдения прав мусульманского населения империи был сделан Екатериной II (1729-1796), и он был сделан благодаря личным человеческим качествам просвещенной правительницы. В целом в России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. При этом светская власть оставляла за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи среди мусульман. Издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский, т.е. канонический характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В 1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, … исключая Таврической области». Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети. Однако в последующие годы в силу развития внутриполитических процессов параллельно с понятием религиозных прав возникло понятие нации. В качестве отражения процесса складывания татар как нации можно вспомнить о спорах, которые имели место между татарскими интеллектуалами и в центре которого стоял вопрос об этническим самоназвании тюрок-мусульман центральной России. В частности, дскуссия шла вокруг правомочности таких самоназваний как “мусульмане” и “татары”. Между тем, в плане культурных, образовательных и иных прав наций дела в империи обстояли из руко вон плохо вплоть до 1905 года. Именно в эту эпоху и возникла известная политическая максима, объявляющая Россию “тюрьмой народов”, и которую активно использовали революционеры. Начало ХХ века было тяжелым для империи. Новый век, фактически,  сначался унизительного поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Был развеян миф о могуществе и непобедимости империи, о святости института самодержавия. Внутриполитическая ситуация в стране быстро приобрела революционный характер, в которому немаловажную роль играли многонациональность и поликонфессиональность  государства. На национальных окраинах империи (например, в Польше, Финляндии) возникли сепаратистские тенденции, обусловленные именно религизными и этническими факторами. Государство было вынуждено реагировать на эти явления, в результате чего 12 декабря 1904 года был принят “Высочайший” указ Сенату “О предначертаниях и усовершенствованиях государственного порядка”. Указ предписывал властным структурам империи принятие административных мер к устранению “стеснений” религиозного характера. Весть о появлении этого указа вызвала волну петиционного движения мусульман Волго-Уральского региона, которые требовали отмены различных притеснений. В частности в прошениях ставился вопрос о предоставлении свободы вероисповедания и устранения неравенства с русским населением. Политическое движение мусульман не осталось без внимания властей и 17 апреля 1905 года был оглашен императорский указ  “Об укреплении начал веротерпимости”. Данный документ впервые в истории России публично объявлял и узаконивал предоставление каждому свободы вероисповедания подданному Российской империи. По сути, с этим указом начался новый этап в развитии межконфессиональных отношений в России. В дальнейшем, несмотря, (хотя правильнее сказать - благодаря) на внутренние проблемы, вызванные Первой русской революции 1905-1907 гг., проблемы и нужды мусульманского населения оставались в фокусе внимания государства. Решением вопросов в этой сфере занималось Особое вневедомственное совещание по делам  веры, которые работало с ноября 1905 г. по май 1906 г. Кроме этого, в области урегулирования религиозных вопросов действовал еще один орган: вневедоственное Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев (май-июнь 1905 г.). Первая из упомянутых выше организаций, - Особое вневедомственное совещание по делам  веры, - внесло в свою повестку дня вопросы открытия мектебе и медресе, предоставление мусульманам права преподавания вероучения на родном языке учащихся и др. Эти начинания сошли на нет вместе со спадом революционной активности и началом реакции. Однако Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев оказалось более последовательным. Возможно так было по той причине, что в его работе участвовали видные российские ученые тюркологи и исламоведы. Главными задачами Совещания стали пересмотр и укрепление пошатнувшихся после сметри рьяного миссионера Н.И. Ильминского позиций системы начального образования “инородцев-христиан”

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...