Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

суббота, 20 января 2018 г.

Матвеев Г.М. Диссертация "Мифоязыческая картина мира этноса :на примере чувашской мифологии и язычества"

Читать диссертацию полностью по ссылке  http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0001368.pdf
В современных условиях российской действительности идет процесс осмысления прошлого и настоящего в жизни общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей, поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры наших предков. В мифах, в языческом веровании, традициях и обычаях народов заложены духовные ценности, понимание смысла жизни, основы их жизненной философии.
Этносы в процессе исторического развития стараются осознать и оценить самого себя, представить в контексте мировой культуры свой нравственный облик, интересы, ценности и мотивы поведения. В конкретном социуме утверждаются идеи национального самосознания. Чуваши в прошлом, как и все народы мира, выработали свое особое видение реальной действительности, т. е. возникла национальная мифоязыческая картина мира. Она проходит через призму национального переживания этноса. Чувства и смысл жизни, запросы и идеалы определяют специфику народной души и образа жизни.
Теоретическая значимость предпринятого научного изыскания заключается в введении в научный оборот понятия «мифоязыческая картина мира» путем определения её места в структуре мировоззрения, рассматривая её содержание в контексте условий жизнедеятельности этноса как формы практически-духовного освоения мира с экспликацией национального своеобразия.
Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что мифоязыческая картина мира чувашского народа является одной из наименее изученных мировоззренческих систем. В современной научной литературе ряд принципиальных вопросов, связанных с анализом теоретического статуса понятия мифоязыческой картины мира (МЯКМ), еще недостаточно исследован. Требуется дальнейшее выяснение ее взаимосвязи с традициями, обрядами и образом жизни. В нашем понимании понятие «мифоязыческая картина мира» более полно и объективно раскрывает сущность единства мифов и язычества. Оно выражает основные смыслонесущие устремления наших предков и соответствует их практическим и нравственным запросам.
Мифоязыческая картина мира - это совокупность мировоззренческих знаний и представлений о мире. Она создавалась человеком веками и способствовала его адаптации и ориентации в окружающей среде. Человек всегда стремился составить для себя простой, понятный, как ему казалось, образ окружающего мира. На протяжении многих веков наши предки сформировали свою картину мира, отображающую то, что человеческий разум фиксирует в природе. Именно этим занимаются и поэт, и художник, и философ, и естествоиспытатель, любой здравомыслящий человек, причем каждый по-своему. Мифоязыческая картина мира является духовным образованием, изначально связанным с реальной действительностью, служит важным средством регулирования деятельности человека. Она прямо или косвенно влияет на поведение и историческую судьбу как отдельных людей, так и целых народов, социальных групп.
Создание картины мира выступало в качестве метода для решения проблем повседневной жизни. Она была ядром самоорганизации, функционирования, являлась силой, сплачивающей этносы, в том числе и чувашей. Религиозно-мифологическая информация о мире представляла собой синкретическое знание. Она является одним из источников для анализа этноса, его менталитета, образа жизни, традиций и обрядов, т. е. его материальной и духовной культуры.
В настоящем исследовании мы исходим из актуальности понятия мифоязыческой картины мира для анализа совокупности явлений общекультурного и духовного мира в мировоззрении и образе жизни наших предков. Мифологическое понимание мира наших предков эволюционировало и, постепенно изменяясь, превратилось в мифоязыческую картину. Эволюция картины мира выступала как адаптационный процесс в жизнедеятельности человека.
Вопросы об исторических типах картины мира чувашского народа требуют дальнейшего исследования. К сожалению, ни источники, ни общий уровень методологических разработок не позволяют пока решить эту проблему объективно и достоверно. Понять явления, рожденные в недрах другой, отдаленной от нас во времени и пространстве этнокультурных традиций - задача весьма сложная. Источники, которыми мы располагаем, не всегда позволяют реконструировать картину мира наших предков такой, какой они ее представляли. Естественно, многое исчезло, наши предки письменных источников не оставили, поэтому неизбежны и проблемы, и догадки, и предположения. Мы располагаем историческим и культурно-этнографическим материалом о мифах, языческой вере, традициях и обрядах чувашей, записанных только лишь в ХУШ-Х1Х и начале XX вв.
В мифоязыческой картине мира постепенно накапливались знания, жизненный опыт, здравый смысл. И новые проблемы жизнеобеспечения выступали в качестве объективных условий для формирования рационально ориентированного мышления. Эта картина мира опиралась на неоднократно проверенный коллективный опыт, который являлся образцом и примером для модели, программой в человеческой жизнедеятельности. Жизненный смысл мифоязыческого мировосприятия выражался в том, что наши предки убеждались в полезности такого взгляда на мир. Он приносил им уверенность в завтрашнем дне, регулировал поведение как отдельных индивидов, так и этноса в целом, воздействуя на социальные отношения в коллективе.
Картина мира, создаваемая мифоязыческим сознанием, не выстраивала концепцию, законченную схему мира. В эту систему представлений включались наблюдения, факты, предположения и домыслы. Мифоязыческое мировоззрение не отрицало предшествующий опыт. С повышением интеллекта у наших предков появляются элементы критического осмысления этого опыта, устраняются явные или предполагаемые противоречия. Такое отношение к предшествующему опыту способствовало сохранению традиций и обрядов, их воспроизводству из поколения в поколение.
Накоплен большой эмпирический материал в областях с близкой проблематикой. Поэтому возникает необходимость использования этого материала из области этнографии, фольклористики, религиоведения, истории для воссоздания мифоязыческой картины мира чувашского народа. Ее исследование и выявление механизма действия традиций и обрядов в регулировании образа жизни чувашского этноса на стыке разных научных дисциплин на сегодняшний день изучены недостаточно. В настоящей работе в изучении мифоязыческой картины мира используется философская рефлексия, которая способна привести к своеобразному сращиванию разных сфер знаний и в большой степени объективировать ее осмысление в заданном научно-исследовательском режиме.
В данной работе осуществляется переход от эмпирических конструкций к научному осмыслению феномена «мифоязыческая картина мира этноса» и выясняется ее роль в регулировании, упорядочивании жизнедеятельности чувашского этноса, что в конечном итоге определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mifoyazycheskaya-kartina-mira-etnosa-na-primere-chuvashskoi-mifologii-i-yazychestva#ixzz54W0iudC5

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...