Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

вторник, 9 января 2018 г.

Древлехранилище Симбирского епархиального церковного археологического общества, 1915

Яхонтов, Александр Кузьмич (1868-).
     Древлехранилище Симбирского епархиального церковного археологического общества : краткое описание и перечень церковных древностей, поступивших в 1914 году / Александр Яхонтов. - Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1915. - 35 с. : ил. ; 26 см .  Читать полностью на сайте Президентской библиотеки по ссылке https://www.prlib.ru/item/408078

Мысль привлечь духовенство к сбору сведений о памятниках древности с целью их охраны высказывалась ещё в начале XIX века: "Приведение в известность памятников всего ближе и удобнее произвести чрез почтеннейшее духовенство. Каждый из священников совершенно ознакомлен с своим приходом: он известен всем обывателям, знает всех владельцев и всех жительствующих; почтен ими и пользуется должным уважением и доверенностью; ведает все места, все урочища земли" .
Приходские священники, как и епархиальные власти, были вовлечены в работу по изучению памятников через губернские и областные статистические комитеты ещё в 1834. ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА (ЦАО) – епархиальные научные религиозно-общественные организации Российской империи, занимавшиеся выявлением и сбором историко-археологических материалов и письменных источников о епархии, описанием и наблюдением за сохранностью старинных церковных сооружений, кладбищ, икон, церковной утвари. Действовали в России с 1870-х гг. до 1917. Созданию сети ЦАО в России предшествовало учреждение в 1865 Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода.
26) Казанское епархиальное церковно-археологическое общество [18]. Казань (1906)
41) Симбирский церковно-археологический комитет. Симбирск (1913)
ЦАО создавались "с целью собрания местных исторических памятников и развития в местном обществе и особенно в среде духовенства и духовных воспитанников археологического интереса и знаний". Финансирование комитетов и обществ осуществлялось из членских взносов, пожертвований епархиальной власти и доходов от изданий.
Содержательная сторона деятельности ЦАО и ЦАК включала три основных направления:
- собирательско-охранительное, которое состояло в выявлении, описании и сохранении вещественных и письменных памятников, главным образом архивов монастырей, духовно-учебных заведений и епархиальных учреждений, а также памятников зодчества: старинных храмов, часовен, кладбищ и пр.
- изучение церковной жизни определенного региона: обследовании внешнего и внутреннего развития местной и церковно-религиозной жизни, изучении местных религиозных обычаев, преданий и обрядов.
- пропаганда историко-археологических знаний в среде духовенства.
- издательское (что не всегда оговаривалось в уставах).
Описывать требовалось придорожные кресты, часовенки, кладбища, пещеры, укрепления, валы, замечательные камни, клады и современные постройки. Много внимания уделялось описанию храма: его внутреннему и внешнему виду, истории создания, поверьям, свидетельствам.
Деятельность комитетов и обществ по охране, стало преобладающим на рубеже веков.
Реставрации, как наиболее дорогостоящий и сложнейший вид охранной деятельности, комитетами не осуществлялись. Но церковно-археологические общества высказывались за сохранение памятника. В случае же сноса церкви предпринимались меры к фотофиксации. По предложению Тверского комитета разбираемый объект фотографировался, и фотографии поступали в музей Тверского ЦАК. В дальнейшем фотофиксации подверглись все церкви Тверской епархии. Эти материалы поступали в древлехранилища, которые образовывались при церковно-археологических организациях. Синодом был издан циркуляр о необходимости передачи предметов богослужения, изъятых из обращения, в специальные заведения. "Не в сырых чуланах и заброшенных сундуках место уцелевшим ещё остаткам церковной старины, а их следует сосредоточить в местных епархиальных древлехранилищах; здесь они не только будут целы, но и принесут пользу науке и будут доступны всякому исследователю. Оставить же на местах, хотя и зарегистрировав в особую опись, значит ещё ничего не сделать и делу охранения памятников не помочь" .
Древлехранилища были открыты для посещений. Число посетителей за год составляло до 200 человек. В целях просвещения духовенства церковно-археологическими комитетами устраивались публичные лекции, посвящённые какому-либо событию из жизни епархии, с привлечением крупнейших специалистов-археологов.
Приоритет в выборе направлений и специфика исследований зависели от очень многих причин. От преобладания в епархии памятников определенного типа, от исследовательской традиции, иногда от политической ситуации. Это относится главным образом к окраинным районам. Некоторые церковно-археологические общества, такие, как Подольское и Ставропольское, занимались исключительно памятниками архитектуры и вопросами их охраны и восстановления.
Ценность публикуемых материалов была очень неоднородна. Особый интерес представляют "Историко-статистические описания епархий", многочисленные публикации по истории монастырей, церквей и приходов, помещённые в "Епархиальных ведомостях" и изданиях обществ и комитетов, а также списки памятников древности и разработки в области археографии на основе местных источников.
К кон. ХIХ в. насчитывалось 17 церковно-археологических об-в, к 1914 г.- 40. Архивно-археологическая комиссия при Святейшем Синоде (1914) контролировала деятельность церковно-археологических об-в и комитетов, руководила созданием новых, предполагалось, что они будут организованы во всех губернских городах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...