суббота, 18 марта 2017 г.

Браславский Л.Ю. "Православные храмы Чувашии"

В Среднем Поволжье, куда территориально входит Чувашия, началу изучения и сохранности культовых сооружений, церковной утвари, религиозной литературы положила деятельность архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Люберского, который в 1782 году написал краткую историю Казанской епархии. В 40-х годах XIX в. по поручению Казанского архиепископа профессор Казанской Духовной Академии Г. 3. Елисеев, несмотря на материальные затруднения и отказ настоятелей приходских церквей в оказании помощи по сбору предметов церковной старины, опубликовал ряд брошюр по истории церквей и монастырей Казанской губернии. На основе собранных Елисеевым материалов позднее были опубликованы работы известных историков А П. Щапова, П. В. Знаменского и А. Ф. Можаровского. Интерес, проявленный к церковной истории, заставил Святейший Синод в 1850 году разослать по епархиям распоряжение о составлении подробных описаний (историко-статистического обзора), которые включили бы в себя: изучение основных этапов распространения православия, описание церквей и соборов, монастырей и чудотворных икон, биографии архиереев. Однако появившиеся в конце 50-х и в начале 60-х гг. публикации в журналах Казанской епархии не отвечали затребованному. В 1867 г. Святейший Синод предложил по всем церквам завести приходские летописи, в которых бы приходскими священниками освещались описание церкви, время возникновения прихода, местные разнообразные события. С распоряжением о заведении церковных летописей совпало «движение молодых» — преподавателей Казанской Духовной Академии Е. И. Малова и Н. И. Ивановского. Они на основе изучения церковных грамот о строительстве церквей, указов о деятельности раскольников и язычников, наличия и состояния монастырей и пустынь опубликовали статьи в «Православном собеседнике» за 1886 г. В 1868 г. опять-таки по распоряжению Святейшего Синода создаются Комитеты по изучению церковной старины и описанию приходов. Образованный в Казани Комитет разослал по приходам воззвание о пересылке старинных вещей, рукописей из церквей, но ввиду отсутствия средств деятельность Комитета была непродолжительной. В последующие годы вплоть до 1899 г. материалы по состоянию дел в епархии поступали в Святейший Синод в годовых отчетах епархиального архиерея. В 1899 г. в научных и религиозных кругах вновь был поставлен вопрос о сохранении древних церковных сооружений, о сборе церковной утвари, представляющей историко-ар-хивный интерес. В журнале Казанской епархии «Известия» была опубликована программа сбора материала. Епархиальное начальство строго предписывало приходскому духовенству, чтобы они не позднее 1900 г. представили описание храмов и приходов. 
_______________

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...