Анонс!!!!

Анонс!!!
Практически каждый день в Национальной библиотеке Чувашской Республики проходят мероприятия, посвященные ликвидации правовой безграмотности населения. А что можно сказать о правовой грамотности в библиотечном Зазеркалье, то бишь изнутри.
Ожидайте..."Территория правовой безграмотности"

понедельник, 9 января 2017 г.

Новый номер журнала «Дети в информационном обществе» - № (3) 25 за 2016 г.

Вышел 25 номер журнала "Дети в информационном обществе". Его главная тема - технофобы и технофилы, покемоны, дополненная реальность и многое другое. И для начала про все это моя колонка

Мы в новой реальности?
Ярким событием прошедшего лета стала заметная вспышка общечеловеческой активности поверх всех границ на нашей планете. Она была инициирована игрой Pokemon Go для мобильных устройств с элементами дополненной реальности. Примерно за два с половиной месяца игру скачали более полумиллиарда раз.
Покемоны – вовсе не первая игра с дополненной реальностью. Да и вообще важна не игра - интересен сам массовый феномен Pokemon Go. На мой взгляд, он стал ярким маркером того, что человечество именно сейчас пересекло черту, обозначающую переход от модели двух миров – реального и виртуального – к миру смешанной реальности. Это признак еще одного качественного скачка на пути развития информационного общества.
Реальный и виртуальный миры уже давно сосуществуют в пространстве человеческой жизни и активно обсуждаются по меньшей мере несколько десятилетий. Есть мнение, что реальность вообще всегда была виртуальной, так как она переживается человеком через символы. Другая точка зрения – виртуальная реальность связана с киберпространством – глобальной электронной сетью, в которой сегодня уже существует много всего виртуального, от денег до цивилизаций.
Еще в 1990 году виртуальная реальность рассматривалась как некая сокрытая внутри компьютера искусственная вселенная. Через 10 лет Мануэль Кастельс уже заговорил о зарождении новой культуры «реальной виртуальности». Оба выражения постепенно покидают категорию «воображаемое» и теряют статус самых ярких оксюморонов современности – сочетание не- сочетаемого становится частью образа жизни современного человека.
Мы можем наблюдать, как начинается эпоха интернета вещей. Хочется думать, что от смартфонов мы движемся к умному дому, умному городу, умной стране, наконец, умной планете. Процесс конвергенции реального и виртуального набирает темп. Всемирный эксперимент с Pokemon Go показал, что у пользователей во всех странах мира на руках огромное количество устройств, способных интегрировать разные миры. А дополненная реальность – еще одна технология, которая изменяет поведение человека, а, следо- вательно, и его самого.
Наши дети здесь не просто идут в фарватере этого процесса – они, скорее, среди тех, кто прокладывает курс. Можно сказать, что подростки уже живут на два мира. Более 80% из них проводят в Интернете свыше трех часов в день, а каждый третий ребенок ежедневно отдает Интернету 8 часов и больше – это практически четвертая часть целого года жизни. Причем количество таких активных юных пользователей выросло в два с половиной раза за последние три года. В сфере информационных технологий изменения в 3–4 раза интенсивнее, чем в любой другой сфере. Исходя из прогнозов футурологов, можно предположить, что сегодняшний первоклассник, поступив в институт, будет жить уже в мире ин- тернета вещей, а в возрасте 30–35 лет – в эпоху нейронета и оцифровки сознания человека. Pokemon Go показала, что технологически человечество, вооруженное гаджетами, готово к наступлению смешанной реальности. Но психологически и социально – нет. Ведь сам человек меняется намного медленнее, чем окружающий его мир. Кроме того, как всегда, мы все разные. Кто-то с энтузиазмом принимает все перемены, сам творит новый мир и с оптимизмом смотрит в будущее. Кто-то переполнен всевозможными страхами – страхом перемен (тропофобия), нового (неофобия) или страхом технического прогресса (технофобия). Первые ведут нас вперед, вторые бьют тревогу и заставляют задуматься о возможных опасностях этого пути. А подавляющее большинство – те, кто между этими полюсами, – как должное принимает все технические новинки, спокойно покупает новые гаджеты, скачивает полезные приложения, активно пользуется поисковиками и госуслугами и увлеченно играет в Pokemon Go, пока не надоест.

Между тем хорошо бы нам всем задуматься о том, что мы, и в первую очередь наши дети, фактически живем уже в новой реальности, и это требует от нас осознанных перемен. В первую очередь – изменения образовательной модели, которая уже сейчас объективно устарела. Ведь многое из того, что изучают в школе наши дети сегодня, в ближайшем будущем может стать бесполезным знанием. А дает ли школа то, что им действительно будет нужно? От нашего ответа на эти вызовы во многом зависит, кто же все-таки окажется прав – оптимисты или технофобы.




Номер доступен по ссылке:http://detionline.com/journal/numbers/25 
Журнал «Дети в информационном обществе» издается Фондом Развития Интернет с 2009 года при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...