Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

воскресенье, 1 мая 2016 г.

Виртуальная выставка «Русская пасхальная открытка начала XX века»

Приглашаем посетить виртуальную выставку Российской национальной библиотеки "Русская пасхальная открытка начала XX века", на которой представлены более 80 открытых писем из фондов Отдела эстампов.









Светлое Христово Воскресение – «торжество из торжеств», величайший и радостнейший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Христос воскресе! : открытое письмо Воистину воскресе! : открытое письмо
С появлением в конце XIX века открытых писем возникла новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных художественных открыток были выпущены именно к Пасхе: в 1898 году четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н.Н. Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной святой Евгении. В дальнейшем это издательство – без преувеличения, самое значительное из выпускавших эту продукцию в России – неоднократно обращалось к пасхальной тематике. Полноцветные открытки по оригиналам отечественных художников выходили и в других издательствах, работавших как в различных городах Российской империи, так и за рубежом.
Исчезнув после 1917 года из советского издательского репертуара, пасхальная открытка продолжала жить в среде русской эмиграции. С начала 1990-х годов издание открыток к празднику Пасхи возобновилось в России.
Христос воскресе! : почтовая карточка
Опыт начала XX века убеждает, что, находясь даже в рамках ограниченного набора мотивов (храм, кулич и пасха, веточки вербы, пасхальные яйца), художники могут предложить зрителям варьирующиеся и запоминающиеся образы. Тот, кто будет рассматривать 80 экспонатов, представленных на электронной выставке на сайте РНБ, заметит, что все они говорят о празднике опосредованно, через связанные с ним обычаи. Еще в 1900 году Святейший Синод дал определение «о воспрещении печатания священных изображений на бланках для пасхальных открытых писем», поскольку использование подобных изданий было бы не совместимо с благоговейным христианским чувством. «Место ли изображению лика Христова или Богоматери на бланке для открытого письма? Всякому понятно, что если бы даже не лик Господень, а просто – ваш портрет был испачкан штемпелями, то вам было бы обидно», – писал позднее, в 1911 году, в заметке «Два слова о "мелочах"» архиепископ Никон (Рождественский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...