Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

суббота, 17 октября 2015 г.

Arzamas: «Как слушать классическую музыку»

За последние сто лет Нобелевская премия пять раз вручалась русскоязычным авторам: Ивану Бунину в 1933-м, Борису Пастернаку в 1958-м, Михаилу Шолохову в 1965-м, Александру Солженицыну в 1970-м и Иосифу Бродскому в 1987-м. Вручение премии Алексиевич — автору публицистических и для многих «неудобных» книг — почти наверняка вызовет в России ожесточенные споры. Хороший повод вспомнить, что происходило в СССР после вручения Нобелевской премии Борису Пастернаку — на Arzamas есть сразу несколько материалов по этому поводу:

Долгий путь к Нобелевской премии

Путь Пастернака к получению премии действительно был очень долгим: впервые его фамилия появилась в списке Нобелевского комитета в 1946 году. Как и кто выдвигал Пастернака, как и почему он отказывался от «незаслуженной» премии и как на это реагировал Нобелевский комитет?

Семь кругов травли Бориса Пастернака

Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны.

Камю и Стейнбек за Пастернака

Пока в СССР клеймили Пастернака, зарубежные литераторы поздравляли коллегу с Нобелевской премией, печатали материалы в его поддержку и проклинали советских «стервятников». Камю, в частности, писал: «Единственное, что России надо было бы понять, — это что Нобелевская премия вознаградила большого русского писателя, который живет и работает в советском обществе. Россия пострадает от этого в глазах всего мира лишь с того момента, как будет осужден человек, вызывающий теперь всеобщее восхищение и особенную любовь».
А теперь можно перейти к нашему текущему курсу — он посвящен классической музыке и тому, как ее правильно слушать (а также тому, что нам мешает это делать). Рекомендуем начать вот с этих материалов:

Предыстория попсы

С чего начиналась история массовой музыки? Загримированные под негров белые, мюзик-холлы, варьете и бурлески, открытие «Аллеи жестяных кастрюль», игра на «сковородке» и другие важные события.

Главные изобретения в классической музыке

Струна Пифагора, гвидонова рука, скрипка, фортепиано, метроном, граммофон и теории, без которых классическая музыка в ее сегодняшнем виде не состоялась бы.

Музыканты — о жизни и музыке

Лекторы курса Петр Айду и Григорий Кротенко рассказывают о том, как они стали музыкантами: поразительные воспоминания, после которых вы влюбитесь в них так же, как редакция Arzamas.
Не забывайте, что у нас есть ежедневно обновляемый «Журнал» с множеством новых интересных материалов и рубрик. В частности, там есть рубрика «Дети»с обзорами хороших детских книг, мультфильмов и аудиосказок и раздел«Лекции», где есть ссылки на стоящие лекции, прочитанные за пределами Arzamas. «Находки»«Обзоры»«Идеальный телевизор» — все это стоит изучить. Вот несколько отличных материалов:

Каббала для начинающих

Специалист по истории ренессанской магии, науки и философии Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала.

Зализняк и берестяные грамоты: репортаж с лекции

Для всех, кто не смог попасть на главный вечер сезона, кто хочет знать, откуда взялось слово «варежка» и кому Микита в XIII веке писал: «Пойди за меня: я тебя хочу, а ты меня», — репортаж c выступления нашего великого лингвиста о смысле археологических открытий в Новгороде и Вологде.

Слово «бистро» — это искаженное русское «быстро»?

Магистр, младший научный сотрудник ИВИ РАН Валентина Пруцакова разоблачает миф, что слово «бистро» произошло от крика «Быстро, быстро!», которым русские казаки подгоняли парижских кабатчиков в 1814 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...