Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

воскресенье, 16 августа 2015 г.

16 августа - День города Чебоксары

 Сколько лет Чебоксарам? С какой даты следует отсчитывать возникновение того или иного города?


 В литературе бытовало, по крайней мере, три даты возникновения Чебоксар: 1371, 1469 и 1555 гг . Но если первая дата - явно ошибочная и возникла в результате опечатки в одной из книг, то две другие дали повод для проведения соответствующих юбилеев. В 1955 г. торжественно отмечалось 400-летие основания Чебоксар на основании того, что летом 1555 г. здесь была построена крепость: её возведение именуется в источниках «основанием града». Впрочем, к этому времени уже было известно летописное известие 1469 г, когда при описании похода «судовой рати», посланной Иваном III на Казань, упоминаются Чебоксары: "А начевали на Чебоксаре, а от Чебоксари шли весь день, да и ночь ту всю шли, и приидоша под Казань на ранней зоре майя 2". На основе этого свидетельства в 1969 г. отмечалось 500-летие столицы Чувашии.
Определенные коррективы в эти представления внесли археологические раскопки 1969-1973 гг. В общей сложности было обнаружено 13 строительных периодов, а находки в самом нижнем слое датировались XIV в. Изученный археологами район Чебоксар имел ярко выраженный ремесленный характер. Об этом свидетельствовали находки остатков ремесленных мастерских, а также небольшие размеры дворовых участков, что явно не характерно для сельских поселений. Все это заставило исследователей утверждать, что со времени своего возникновения Чебоксары представляли собой не рядовое сельское поселение, а город, центр ремесла и, очевидно, торговли. Не исключали они возможности и того, что последующие раскопки смогут удревнить дату возникновения Чебоксар до конца X I I I - начала XIV в.
В начале 1990-х гг. Е.И. Иванов обратил внимание на три западноевропейские карты 1367, 1375 и 1459 гг На первых двух на месте Чебоксар был изображен город без указания названия, а на последней - помещен г Веда-Суар (чув. Вата Сӑвар, «Средний Сувар»). Это вызвало оживленную дискуссию в местной прессе и различные предположения о дате возникновения города. В этом качестве предлагались 1295, 1200, 1024 гг
Поскольку западноевропейская картография X I V - XV вв. даёт крайне искажённые сведения
по географии Восточной Европы, обсуждать научный смысл подобных дат не имеет смысла. Тем не менее споры имели очень важный результат -  историк-архивист В.А. Нестеров предположил, что Чебоксары в указанный период не являлисьгородом, а представляли собой поселение сезонного типа на Волжском пути, где суда останавливались на зимовку и ремонт. Тем самым вполне удовлетворительно объясняется ремесленный характер поселения на месте современных Чебоксар, выявленный при археологических раскопках рубежа 60-70-х гг XX в. Существовали ли другие аналогичные поселения на Волге? Под 1521 г. «Казанский летописец» содержит свидетельство о существовании подобных поселений «на Девичиих водах» (между Самарой и Саратовом), где московские рыболовы «живяху лето все». Очевидно, таким же сезонным поселением являлись в этот период и Чебоксары.
Жизнь здесь оживала летом, а зимой, когда рыбопромышленники возвращались домой, замирала. Его возникновение, вероятно, относится к середине XIV в. В этот период в результате «великой замятии» в Орде началась эпоха переворотов, а границы русских княжеств (в первую очередь Нижегородского) отодвигались все дальше на восток, вплоть до нижнего течения Суры. Первое летописное упоминание Чебоксар относится к 1469 г и именно эту дату следует признать исходной точкой в истории города.
В настоящее время существуют около 30 версий происхождения названия города. Во многом это объясняется тем, что в настоящее время город имеет русский, чувашский, татарский и марийский варианты наименования. Судя по всему, исходным является марийский вариант (точнее, булгарский, занесённый в марийский язык). Современное написание «Чебоксары» проникло в русский язык через посредство татарского языка (именно так поселение именовали в письменных документах чиновники Казанского ханства). Егоров проанализировал и внутригородские топонимы: названия холмов, рек и ручьев, оврагов, крепостных башен, улиц. Большинство из них имеют русское происхождение, но некоторые (в первую очередь гидронимы) позволяют выяснить этнический состав прежнего населения этой территории.
 Несмотря на то, что первые описания города появились ещё во второй половине XVIII в., долгое время работы по ранней его истории носили краеведческий и описательный характер (в частности, давались сведения о состоянии города, его населении, архитектурных памятниках, записывались устные предания о возникновении).
Только во второй половине XX в. этой проблематикой стали заниматься профессиональные исследователи. В этой связи особо следует упомянуть работы известного чувашского историка В.Д. Димитриева (1924-2013).
Ранняя история Чебоксар, так же как и многих других российских городов, нашла отражение в исторических преданиях местного населения. Первая известная легенда была записана ещё в 1760-х гп, а последние относятся к 1970-м гг и продолжают бытовать по сей день. Они повествуют о возникновении города на месте чувашской деревни Шобоксар, которая позднее была перенесена на новое место, о наличии здесь чувашских святилищ, основании города рыбаком (рыбаками) и т.д. Насколько верно эти предания отражают реальность, говорить сложно, поскольку с течением времени в подобных рассказах возникают всё новые и новые детали, проникающие в них из научной и научно-популярной литературы.
Представления о том, что представляла собой здешняя местность до основания города, могут дать данные археологии. Особое внимание в этом плане заслуживают раскопки 2012-2013 гг на Шинепорсинском святилище в округе Чебоксар, которое, очевидно, было сходно по типу с имевшимся и в Чебоксарах. Располагавшееся на речном мысу, святилище укреплялось валами с проходами, где когда-то имелись ворота. Были обнаружены кострища с костями тысяч жертвенных животных. Судя по находкам мелких монет (последняя из них датируется 1898 г ) и «нухраток» (подражаний монетам), святилище существовало с перерывами с IX до конца XIX в. К сожалению, точных данных об этническом составе местного населения в эпоху Средневековья нет. Отдельные сведения может дать анализ археологических памятников. Раскопки 2012-2013 гг. Анаткасинского могильника - так же как и Шинепорсинское святилище, он располагается на речном мысу, рядом с ним находилась чувашская кереметь (святилище). Несмотря на то, что могильник был разграблен еще в древности, археологам Йошкар-Олы и Чебоксар удалось обнаружить здесь материалы, которые датируются X - X I вв. И хотя этническая принадлежность могильника остаётся пока неясной, с определенной степенью уверенности можно говорить, что в захоронениях прослеживается булгарское влияние.
Л.В. Акилбаев (Марийский НИИ языка, литературы, истории) провёл анализ торговых и этнокультурных контактов древнемарийского населения в IX-X1I вв. Предметом его изучения стали височные кольца, носившиеся в составе головного убора. Любопытно, что они характерны для мужских погребений и входили в состав марийского мужского костюма. Аналогии с ними находятся среди древнего удмуртского населения по Верхней Каме и Чепце. Данный факт говорит о значительных миграциях древнего населения Среднего Поволжья.
Е.П. Михайлов (ЧГИГН) изучает историю археологического изучения Чебоксар. Первые случайные находки в городе были сделаны при проведении земляных работ еще до революции 1917 г , но планомерное археологическое исследование началось только в середине 1960-х - начале 1970-х гг и было связано со строительствомЧебоксарской ГЭС. В этот период было вскрыто около 300кв. м. В 1979-1980 гг проводились небольшие раскопки посадской части; масштабное археологическое изучение города возобновилось только в начале XXI в.: в результате раскопок 2005-2006, 2009 и 2013 гг было исследовано еще около 300 кв.м территории. Найденный археологический материал свидетельствует о взаимодействии различных этносов на территории города, однако все находки - не старше середины XIV в.
Уточнить данные археологии позволяет использование методов естественных наук. Е.М. Макаровой (Казанский федеральный университет) анализирует антропологический состав населения Чебоксар в XVI-XVII вв. В 2006 г в старой части города строители наткнулись на человеческие останки. В результате срочно организованных археологических работ было выявлено несколько десятков погребений. Случайно обнаруженная во время раскопок монета 1547 г позволила говорить о том, что перед нами кладбище первых жителей Чебоксар, относящееся ко второй половине XVI в. Весьма характерно значительное преобладание мужского населения. Из обнаруженных 97 останков лишь 63 принадлежат взрослым (13 из них - женские). Пик взрослой смертности приходился на 30-55 лет, а средняя продолжительность жизни составляла 37.7 лет (с учетом детской смертности понижалась до 25.5 лет). Подобные цифры в целом соответствуют подобным выборкам этого времени по другим регионам России. Краниологический анализ позволяет говорить о том, что первыми обитателями чебоксарской крепости были выходцы из Тверской земли. Также прослеживается монголоидный признак смешения с местными жителями.
Наблюдения антропологов подтверждаются и другими естественно-научными данными. К.и.н. Н.В. Харламова (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН), анализируя население Чебоксар XVI в. по данным одонтологии, по изменчивости зубных признаков выяснила, что в первые десятилетия своего существования город был многонациональным.
О чебоксарском кремле - важном оборонительно-крепостном комплексе середины XVI-XVII вв. в Среднем Поволжье - рассказывает к.архит. И.В. Назарова (Казанский государственный архитектурно-строительный университет). Строительство крепости осуществлял Пушкарский приказ, а дальнейшее её функционирование возлагалось на приказ Казанского дворца. Судя по данным 1637 г, местный гарнизон состоял из 47 дворян и детей боярских, а город, помимо кремля, состоял из посада и слобод. Деревянная чебоксарская крепость просуществовала до пожара 1704 г, после чего больше не восстанавливалась. Известное представление о форме крепости дают сохранившиеся планы города 1789 и 1796 гг, а о внешнем её облике можно судить по гравюре Н. Витсена 1682 г., на которой видна характерная «тарасная» конструкция деревянных стен. Центром чебоксарской крепости являлся воеводский или «государев» двор. Его историю во второй половине XVI-XVIII вв. изучает Д.И. Басманцев (ЧГИГН). Писцовые и переписные описания городов обычно фиксировали состав таких дворов и различные жилые и служебные постройки. Однако по Чебоксарам подобные источники не сохранились, поэтому приходится привлекать материалы XVIII в.: описи 1729 и 1770-х гг, план города 1765 т.
Более наглядно представить облик города и его укреплений позволяют методы компьютерного моделирования. При создании музейных макетов применяются различные масштабы (для зданий -1:10 или 1:50, а для города - 1:1000). Но в последнем случае крайне трудно показать архитектурные детали отдельных сооружений. Проблему масштаба снимает использование виртуальной модели, которую пользователь может по своему желанию приближать, удалять или разворачивать в пространстве. Поскольку данная методика изначально использовалась для показа археологических памятников, она получила название «виртуальной археологии». Несмотря на то, что Чебоксары вплоть до революции являлись относительно малонаселенным
городом, это был довольно заметный промышленный центр. В частности, хорошо известно чебоксарское колокольное производство. О существовании здесь предприятий по производству медного литья говорит находка в Чебоксарах штампа для производства складней. Массовое производство медных складней началось в начале XVIII в. и связано со старообрядцами, которые предпочитали именно их.
Определённое представление о быте горожан дают стеклянные предметы, обнаруженные во время археологических раскопок старой части города в начале XXI в. Стекло служит довольно четким критерием зажиточности горожан, поскольку вплоть до XVIII в. оно не было предметом обычной жизни. Широкое использование стекла в России началось только в первой трети XIX в., когда произошла массовая замена прежних слюдяниц оконными стеклами. Средневекового стекла в Чебоксарах не обнаружено, а найденный материал - бутылки, штофы, парфюмерная и аптекарская посуда X V I I I -XIX вв. - достаточно типичен для своего времени. Поскольку своего керамического производства в Чебоксарах не было, основная масса изразцов поступала сюда через Макарьевскую ярмарку из Балахны. По сравнению с московскими, балахнинские были более дешевыми и прекрасно расходились по всему Среднему Поволжью.


Опись городских поселений Казанской губернии : из статистического описания по данным 1858-1884 г. городов Лаишева, Свияжска, Арек, Козмодемьянска, Троицкого Посада, Чебоксары, Мариинского Посада, Тетюши, Чистополя / Казанский губ. стат. комитет. - Казань : Типография Губернского правления, 1885. - 185 с.
http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0000148.pdf

Димитриев, Василий Димитриевич. Чебоксары : очерки истории города конца XIII - XVII веков : монография / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : ЧГИГН, 2003. - 178 с. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0000161.pdf

Тимофеев, П. Т.

Из истории строительства железной дороги Канаш-Чебоксары [Электронный ресурс] / П. Т. Тимофеев. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 148 597 байт) // Проблемы истории промышленности и рабочего класса Чувашии : сборник статей / Науч. - исслед. ин-т языка, литературы, истории и экономики. - Чебоксары, 1988. - С. 61-67. - Оцифровано с печатной публикации 1988 г. 






 История Дня города Чебоксары [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 60 558 байт). - Загл. с титул. экрана. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11848/27730/36822. - 1.00 р  http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11848/27730/36822






 Барсов, Иоанн. Сретенская Владимирская пустынь (Ныне чувашская женская община) : [Ист. очерк] / Прот. И. Барсов. - Казань : Центр. тип., 1914. - 22 с. 





















 Магницкий, В. К. Город "Чебоксары" по 2-й народной переписи в 1742-1748-х годах / В. К. Магницкий // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. - Казань : Типо-литография императорского Казанского университета, 1898. - Т. 14, вып. 5. - С. 356-555 : табл. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/ioaie_0_0000117.pdf






 Древние Чебоксары покажут в 3D-формате [Текст : электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 80 970 байт). - [Б. м.], 2014. - Систем. требования: ОЗУ 512 МБ или выше ; ОС Windows ; ПК 1 ГГц или выше. - Загл. с экрана. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/cultura/1765489.html. - Источник электронной копии: сайт Федерального информационного агентства REGNUM  http://www.regnum.ru/news/cultura/1765489.html









Проводы мобилизованных на фронт. Чебоксары. Базарная площадь. 30 июля 1914 г. [Изоматериал : электронный ресурс] : [фотография]. - Электрон. дан. (1 файл : 290.6 КБ). - Чебоксары, 1914. - : фот. - Систем. требования: ПК 1 ГГц или выше ; ОЗУ 512 МБ или выше ; ОС Windows. - Загл. с экрана. - Размер: Текущий 899х542 . - Режим доступа: сайт ЭтоРетро.ру . - Источник электронной копии: сайт ЭтоРетро.ру. Старые фотографии городов. - Название, место, дата представлены фотографом. http://www.etoretro.ru/pic48013.search.htm






  Барсов, И. Летопись Благовещенской церкви города Чебоксары : по церковным документам ко дню 200-летнего юбилея церкви, 1689—1889 года. / И. Барсов. - Казань, 1888. - 18 с.http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kpch_0_0000172.pdf






 Аверьянов, Константин Александрович. Сколько лет Чебоксарам? / К. А. Аверьянов // Российская история. - 2014. - № 2. - С. 199-202













Средневековые Чебоксары 3D

Старые Чебоксары_Old Cheboksary



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...