Анонс!!!!

Анонс!!!
Практически каждый день в Национальной библиотеке Чувашской Республики проходят мероприятия, посвященные ликвидации правовой безграмотности населения. А что можно сказать о правовой грамотности в библиотечном Зазеркалье, то бишь изнутри.
Ожидайте..."Территория правовой безграмотности"

среда, 11 марта 2015 г.

О художественном мастерстве А. А. Кокеля

Алексей Афанасьевич Кокель - один из первых художников-чувашей, получивших академическое образование, один из зачинателей чувашского профессионального искусства еще в дооктябрьскую эпоху. Его творчество сложно и многообразно. Оно замечательно серьезными разносторонними поисками, связанными с русловыми направлениями в развитии искусства, с большими событиями, преобразовавшими социальную жизнь страны.
Жизненный и творческий путь большого мастера часто де­лится на отдельные этапы поисков и находок индивидуального почерка. Но творчество А. А. Кокеля, можно сказать, не строго подчиняется подобной схеме. Художник очень рано находит свою манеру письма и развивает ее всю жизнь. Вместе с тем в его творческой деятельности прослеживается существование, кроме «собственного», множества различных «почерков», что порой даже трудно с первого взгляда узнать самого автора. Од­нако это не просто было связано с увлечением какой-либо тен­денцией или школой, а вызвано самим временем, изменениями в социальной жизни.
Ранние работы А. А. Кокеля («Село Тарханы», «Автопорт­рет», «Голова мужчины», «Голова мальчика» и др.) датируются 1899 г. Все они выполнены карандашом. В них ярко выступает природный дар будущего художника. Автор любит изображать портретируемого в сложной позе — в фас или в три четверти и стремится не только выразить сходство, но и выявить характер. В рисунках хорошо просматривается чутье штриха, умение ор­ганизовать пространство.
Первая профессиональная работа А. А. Кокеля — дипломная картина «В чайной» (1910-1912 гг.) явилась одним из круп­ных произведений тех лет, созданных по принципам реалистического искусства. Она хорошо изучена, и здесь нет необходи­мости подвергать ее анализу. Самостоятельную художественную ценность представляют и подготовительные работы к ней. Со­хранившиеся эскизы (7 листов хранятся в Чувашской государ­ственной художественной галерее, около десяти - в Харьковском музее) свидетельствуют о вложении автором огромной творческой силы в разработку композиционного строения, цветового сочетания произведения. Особенно много работал художник над фигурами людей, над выявлением их характеров. Картина об­ладает безупречным рисунком, выразительной живописью. Ее структура построена на сюжетно-психологической основе, об­разность доведена до социального звучания.
В творческом наследии А. А. Кокеля особую ценность пред­ставляют его академические рисунки. Их много, и все они в ос­новном большого размера, нарисованы углем. Им присуща мягкость, непринужденность, всегда свободный и верный штрих. Большинство рисунков носит живописный характер, но немало среди них и графичных. На многих листах, хранящихся, на­пример, в Чувашской государственной картинной галерее, мож­но увидеть первые номера, поставленные рукой Д. Н. Кардов­ского. Часть из этих номеров находится в кругу, что означает не только высокий балл, но и особенный.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию А. А. Кокель встречает как художник-революционер. Вдохнов­ляясь ею, он выполняет множество лозунгов, расписывает агит­поезда. Одним из лучших его произведений, созданных в эти годы, является «Портрет художника Бражника М.» Радуясь но­вой жизни, художник вновь и вновь обращается к чувашской тематике. В 1918—1920 гг. А. А. Кокель работает над большой се­рией произведений, которая была названа им «Чувашской сюи­той». Обратим внимание: не «циклом» и не «серией», а «сюи­той», видя в этом нечто большое, значительное.
Надо сказать, называя серию сюитой, А. А. Кокель не прос­то заимствует термин музыки или понятие музыкальной формы, а в самой жизни народа видит эту музыку. В сложнейший пе­риод после Октябрьской революции так мог поступить лишь ху­дожник-гражданин, всем сердцем принявший революцию, пре­данный родному народу, новому времени. В Чувашской картин­ной галерее из этой серии хранятся работы «Девушка», «Санный путь», «Девушка в национальном уборе», «За пивом». Они вы­полнены акварелью, гуашью, цветным карандашом и пастелью, т. е. художник как бы избегает техники маслом. Случаен ли этот подход? Изучение творчества мастера, используемых им ху­дожественных приемов свидетельствует, что нет. Выбор техники у А. А. Кокеля связан прежде всего с самой темой. В отобра­жении национального характера и колорита художник видел бо­лее приемлемым, видимо, именно этот прием. В проблеме наци­онального в искусстве, как известно, техника является одним из основных аспектов. Но это вовсе не говорит о том, что в по­исках национального А. А. Кокель отрицал живопись маслом. Он и в ней достиг немалых успехов, а между тем именно в «гра­фической живописи» видел национальный колорит. Этим он как бы находит границу, например, между итальянским искусством и чувашским. Небезынтересно отметить, что таким же путем шел намного позднее, уже в 60-х гг., А. И. Миттов, который в ото­бражении национального предпочитал именно пастельную тех­нику.
Определенный интерес представляют работы художника, вы­полненные в Италии. Украинский исследователь Ю. Ф. Дюженко отмечает, что А. А. Кокель «обращает внимание не на экзотические виды итальянской природы, не на развалины античной старины, он обращается к изучению труда и быта рабочего люда. Он пытливо всматривается в характерные, опаленные солн­цем лица итальянских рыбаков и грузчиков, рисует итальян­ских крестьянок и служанок».
Правда, в те же годы, в итальянский период жизни, А. А. Кокель пишет, как нам известно, произведения и на мифологические сюжеты, но и в них изображает победу добра над злом.
Хочется особо отметить: несмотря на то, что художник жил вдалеке от родного края, от Чувашии, он никогда не переставал создавать произведения на чувашскую тематику. Особенно вдох­новенно и плодотворно работает над ней А. А. Кокель, как было уже отмечено, перед Великой Октябрьской социалистической ре­волюцией и после нее. Но он не ограничивается только этой те­матикой. Как интернационалист, он отдает свой талант в дело создания украинского советского изобразительного искусства.
Мастера живописи и рисунка, замечательного педагога на Украине называют украинским, а в Чувашии - чувашским ху­дожником. Как раз в этом сила и огромное значение творчества Алексея Афанасьевича Кокеля, художника-интернационалиста.
А.А.Трофимов

Читать полностью http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=73213

Возвращение Алексея Кокеля http://www.culture21.ru/Page.aspx?orgid=385&page=./54/4042

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. А.А. КОКЕЛЯ http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=453%3A2010-08-07-04-41-27&catid=84%3A2010-07-22-18-03-41&Itemid=537



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...