Больше новостей читайте на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики http://www.nbchr.ru

среда, 16 апреля 2014 г.

Вести Национальной электронной библиотеки Чувашской Республики, вып.4

Помните, что владеть сердцем народным,
 вы сможете, только если не будете 
чуждаться языка народного. 
Иван Яковлев
25 апреля - День чувашского языка, который приурочен ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просвещения чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева. Учрежден постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики от 9 апреля 1992 г.
Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848 — 1930) принадлежит к числу тех выдающихся деятелей, чьи совершения сохраняются в памяти последующих поколений и становятся явлением духовной жизни. Он был неутомимым тружеником просвещения и культуры, стоявшим у начала национального подъема чувашского народа, поборником дружбы чувашского народа с другими, прежде всего с русским. Он вошёл в историю просвещения как основатель и руководитель учебного заведения в г. Симбирске по подготовке учительских кадров для национальных школ, как крупный организатор народного образования в Поволжье, как педагог-новатор, теоретик и практик обучения в двуязычной школе.
“Чуваши - писал Яковлев, - как народ, давно вошедший в состав России, заслуживают лучшего, чем оно было, знания и уважительного отношения к себе. Они, как и все другие “инородцы” России, имеют право на образование. Просвещение чувашей должно идти в русле сближения с русским народом, за которым великая будущность. Оно должно осуществляться на основе приобщения к русско-христианской культуре. Это будет способствовать и сохранению чувашей как народности”.
При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита. В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нем был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства.
Его книги; для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества, собирателем которого он был; его переводы классиков русской художественной литературы (А. С. Пушкина, И. А. Крылова,. Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и др.), а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы.
Благодаря неутомимой деятельности И.Я.Яковлева и его верных учеников на чувашском языке заговорила с простым нардом самая древняя книга – Библия. За перевод и издание Библии на чувашском языке Яковлев был в мае 1913 года избран Почетным членом Британского и Иностранного Библейского Общества в Лондоне. В течение 50-летней общественно-политической деятельности И.Я.Яковлев вместе со своими учениками и единомышленниками составил, перевел и издал свыше 100 названий книг и брошюр на разные темы.
Национальная электронная библиотека Чувашской Республики предлагает следующие ресурсы в открытом доступе, посвященные жизни и деятельности Ивана Яковлевича Яковлева:
  1. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки = Чӑваш кӗнеки / Православ. миссионер. о-во. -14-е изд. - Симбирск : Тип. И. С. Хапкова, 1900. - 242 с. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kpch_0_0000095.pdf
  1. Высочайшие манифесты 6 августа, 17 октября и 3 ноября 1905 года, объяснения к ним и приложение / [авт. послесл. И. Я. Яковлев]. - Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1906. - 83 с. - (Изд. Симбир. о-ва людей порядка и законности ; № 4).
  2. Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев : сборник статей / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2002. - 140 с.   http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0000160.pdf
  1. Евангелие от Матфея на чувашском языке = Матвей ҫырнӑ евангелие / [авт. предисл. И. Я. Яковлев ; пер. А. Рекеева, Игн. Иванова]. - Казань : Лито-и тип. К. А. Тилли, 1873. - 111, [5] с.   http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kkni_0_0001037.pdf
  2. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я. Яковлева / Науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории при Совете Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары : Чувашское государственное издательство, 1949. - 105 с. - (Записки / Науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории при Совете Министров Чуваш. АССР ; вып. 3).tp://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/uzniii_0_0000001.pdf
  3. Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним / [авт. предисл. И. Яковлев]. - Симбирск : Тип. А. и М. Дмитриевых, 1908. - 115, [1] с. http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kpch_0_0000068.pdf
  4. Ученые записки: посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР ; [ред. А. Е. Горшков, В. А. Прохорова]. - Чебоксары, 1969. - 183, [1] с. - (Ученые записки / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР ; вып. 42). http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/uzniii_0_0000047.pdf

Доступны в читальных залах Национальной библиотеки Чувашской Республики:
  1. Алга, А. Е. И. Я. Яковлев : [стихотворение] / А. Е. Алга // Алга А. Е. Мои друзья : стихи / А. Алга. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1950. - С. 42-44.
  2. Александров, Г. А. Первый чувашский вуз / Г. А. Александров // Александров Г. А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917–1920 годы / Г. А. Александров. - Чебоксары, 1992. - С. 62-77.
  3. Алексеев, А. А. И. Я. Яковлев тата ӑна ҫырулӑх тума пулӑшакансем / А. А. Алексеев // 100 лет новой чувашской письменности : сб. ст. - Чебоксары, 1972. - С. 98-108.
  4. Артемьев, Ю. М. И. Я. Яковлев и некоторые особенности формирования литературно-художественного сознания чувашского народа / Ю. М. Артемьев // И. Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения. - Чебоксары, 2001. - С. 42-52.
  5. Афанасьев, В. Ф. И. Я. Яковлев – общенациональный педагог / В. Ф. Афанасьев // И. Я. Яковлев и его школа : ученые записки / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 1971. - Выпуск XXXIII. - С. 195–198.
  6. Васильев, Е. В. Жизненный путь педагога-гуманиста, педагога-новатора / Е. В. Васильев // Васильев Е. В. Велик на все времена : [к 150-летию И. Я. Яковлева ] / Е. В. Васильев. - Чебоксары, 1998. - С. 5-10.
  7. Волков, Г. Н. И. Я. Яковлев – халăх педагогĕ / Г. Н. Волков // Волков Г. Н. И. Я. Яковлев - чӑваш халӑх педагогӗ / Г. Н. Волков. - Шупашкар : Чӑваш АССР государство издательстви, 1959. - С. 40–50.
  8. Волков, Г. Н. Модель школы будущего / Г. Н. Волков // Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2003. - С. 28-44.
  9. Волков, Г. Н. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева : [о заповедях И. Я. Яковлева и сами заповеди] / Г. Н. Волков // Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2003. - С. 8-27.
  10. Давыдов-Анатри, В. И. Яковлева сума суса : [сӑвӑ] / В. И. Давыдов-Анатри // Давыдов-Анатри В. И. Сӑвӑсем / Василий Давыдов-Анатри. - Шупашкар : Чӑваш кӗнеке изд-ви, 1986. - С. 86.
  11. Димитриев, В. Д. И. Я. Яковлев - ревнитель равенства и сближения народов / В. Д. Димитриев // Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев : сб. ст. : посвящ. 155-летию со дня рождения / В .Д. Димитриев. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2002. - С. 44-62.
  12. Димитриев, В. Д. Об историческом значении просветительной деятельности И. Я. Яковлева / В. Д. Димитриев // Иван Яковлев - выдающийся чувашский просветитель-педагог : сб. ст., воспоминания. - Уфа : Экология, 1998. - С. 15-29.
  13. Егоров, В. Г. И. Я. Яковлев и Симбирск / В. Г. Егоров // Дело его жизни . - Чебоксары, 1998. - С. 62-63.
  14. Егоров, Д. Е. И. Я. Яковлев – великий организатор просвещения чувашских женщин / Д. Е. Егоров // Дело его жизни . - Чебоксары, 1998. - С. 152–157.
  15. Земляков, А. Е. Ученики Ивана Яковлевича Яковлева - вдохновители и организаторы национального подъема чувашского народа / А. Е. Земляков // Дело его жизни : сб. ст. [об И.Я. Яковлеве]. - Чебоксары : Чувашия, 2003. - С. 78-83.
  16. Земляков, А. Е. Формирование духовно-нравственных потребностей личности на идеях И. Я. Яковлева и народной педагогики / А. Е. Земляков // Яковлевские чтения. - Москва ; Чебоксары, 2006. - С. 73-81.
  17. Краснов, Н. Г. И. Я. Яковлев - теоретик и практик начального образованияв двуязычной школе / Н. Г. Краснов // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. - 2000. - № 1. - С. 84-98.
  18. Краснов, Н. Н. Педагогическая система И. Я. Яковлева / Н. Н. Краснов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2006. № 6. - С. 306-313.
  19. Краснов, Н. Г. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева / Н. Г. Краснов // Вопросы яковлевоведения / Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов, Г. Н. Плечов, В. Д. Дмитриев. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 1999. - Вып.1. - С. 75-118.
  20. Краснов, Н. Г. Потомки просветителя : [об Иване Яковлевиче Яковлеве] / Н. Г. Краснов // Краснов, Н. Г. Иван Яковлев и его потомки / Н. Г. Краснов. - Чебоксары, 2007. - Гл. 8. - С. 385-415.
  21. Краснов, Н. И. Я. Яковлев халӑха ҫутта кӑларассишӗн кӗрешни : [Иван Яковлевич Яковлев ҫуралнӑранпа 125 ҫул ҫитнӗ май] / Н. Краснов // Ялав. - 1973. - № 4. - С. 21-22.
  22. Краснов, Н. И. Я. Яковлевӑн ача чухнехи пурнӑҫӗ / Николай Краснов // Тӑван Атӑл. - 1968. - № 5. - С. 75-76.
  23. Кузнецов, И. Д. И. Я. Яковлевӑн паттрла ӗҫӗ-хӗлӗ / И. Д. Кузнецов // Кузнецов И. Д. Истори тӗрӗслӗхӗпе пурнӑҫри чӑнлӑх / И. Д. Кузнецов. - Шупашкар : Чӑваш кӗнеке издательстви, 1986. - С.131-136.
  24. Кураков, Л. П. И. Я. Яковлев и дело его жизни / Л. П. Кураков // Иван Яковлев – выдающийся чувашский просветитель-педагог. - Уфа, 1998. - С. 7-14.
  25. Кураков, Л. П. И. Я. Яковлев оставался до конца верным своим заветным идеалам юности / Л. П. Кураков // Вопросы яковлевоведения. - Чебоксары, 1999. - С. 49-74.
  26. Маркелов, И. А. И. Я. Яковлев и вопросы трудового воспитания учащихся / И. А. Маркелов // Маркелов И. А. Общественно-политические взгляды И. Я. Яковлева / И. А. Маркелов. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1959. - С. 74-82
  27. Марков, А. С. Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева – образец самоотверженного служения народу и родине / А. С. Марков // И. Я. Яковлев и его школа : ученые записки / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 1971. - Выпуск XXXIII. - С. 10–27.
  28. Мефодьев, А. И. Первые буквари И. Я. Яковлева / А. И. Мефодьев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1 (57). - С. 103-109.
  29. Мукина, И. В. И. Я. Яковлев - переводчик Библии на чувашский язык / И. В. Мукина // И. Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 1997. - С. 50-54.
  30. Муромцев, Н. В. Первые шаги И. Я. Яковлева по созданию чувашской школы в г. Симбирске / Н. В. Муромцев // Муромцев Н. В. Симбирская чувашская учительская школа : [очерк] : к 100-летию основания первого чуваш. пед. учеб. заведения и 120-летию И. Я. Яковлева / Н. В. Муромцев. - Чебоксары, 1968. - С. 4-6.
  31. Организация и программа Симбирской чувашской школы // Иван Яковлевич Яковлев : 1848–1930. - Чебоксары, 1948. - Гл. 6. - С. 47-61.
  32. Павлов, П. И. Наставница чувашских девочек Екатерина Алексеевна Яковлева : [о жене Ивана Яковлевича Яковлева] / П. И. Павлов // Воспитанники яковлевской школы. - Ульяновск, 1998. - Кн. 1. - С. 10-12.
  33. Переводческая работа И[вана] Я[ковлевича] // Иван Яковлевич Яковлев : 1848–1930. - Чебоксары, 1948. - Гл. 10. - С. 94-99.
  34. Петров, Н. П. И. Я. Яковлев - создатель чувашской письменности и литературного языка / Н. П. Петров // Ученые записки : посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / коллектив авт. ; Чувашский научно-исследовательский институт. - Чебоксары, 1969. - Вып. 42. - С. 70-83.
  35. Петров, Н. П. И. Я. Яковлев – çĕнĕ чăваш çырулăхĕпе хальхи литература чĕлхине йĕркелекенĕ / Н. П. Петров // И. Я. Яковлев тата Чӗмпӗрти тӗп чӑваш шкулӗ. - Шупашкар, 1997. - С. 10–16.
  36. Плечов, Г. Н. Методологические проблемы научного исследования творческого наследия И. Я. Яковлева / Г. Н. Плечов // Архивный вестник Чувашии. - Чебоксары, 2006. - Вып. 1. - С. 57-99.
  37. Преподавательская деятельность И[вана] Я[ковлевича] в школе // Иван Яковлевич Яковлев : 1848–1930. - Чебоксары, 1948. - Гл. 9. - С. 90-94.
  38. Пушарев, Л. Н. И. Я. Яковлев - чувашский просветитель и педагог / Л. Н. Пушарев // Вопросы истории. - 1999. - № 2. - С. 143-147.
  39. Румянцев, М. В. И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья / М. В. Румянцев // Дело его жизни. - Чебоксары, 2003. - С. 115–125.
  40. Савруков, Н. Т. Слово о И. Я. Яковлеве / Н. Т. Савруков // Дело его жизни. - Чебоксары, 1998. - С. 15-20.
  41. Сафронова, Л. И. Об историческом значении деятельности И. Я. Яковлева / Л. И. Сафронова // Просветитель И. Я. Яковлев : материалы науч.-практ. конф. Батыревского фил. Чуваш. гос. ун-та. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 1998. - С. 30-33.
  42. Сидоров, Н. C. Гуманизм в педагогической теории и практике И. Я. Яковлева / Н. C. Сидоров // И. Я. Яковлев и его школа : учен. зап.: итоги юбилейной науч. сессии / Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1971. - Вып. XXXIII. - С. 130–139.
  43. Смирнова, Н. Б. Роль И. Я. Яковлева в становлении национальной школы в педагогике начала XX в. / Н. Б. Смирнова // И. Я. Яковлев тата Чĕмпĕрти тĕп чăваш шкулĕ. - Шупашкар, 1977. - С. 40–45
  44. Спиридонов, С. С. Философские и социологические воззрения И. Я. Яковлева / С. С. Спиридонов // Спиридонов, С. С. Философские и социологические воззрения чувашского просветителя И. Я. Яковлева : материалы к изучению XX темы истории философии народов СССР - Москва, 1961. - С. 37-61.
  45. Строительная деятельность И[вана]Я[ковлевича] // Иван Яковлевич Яковлев : 1848–1930. - Чебоксары, 1948. - Гл. 11. - С. 99-108.
  46. Тенюшев, И. Я. Просветительная деятельность И. Я. Яковлева в современной прессе / И. Я. Тенюшев // Дело его жизни. - Чебоксары, 1998. - С. 53-61.
  47. Тенюшев, И. Я. Литературная деятельность педагога в советские годы : (1917-1922 гг.) : [об Иване Яковлевиче Яковлеве] / И. Я. Тенюшев // Тенюшев, Иван Яковлевич. И. Я. Яковлев – публицист / И. Я. Тенюшев. - Чебоксары, 1990. - Гл. 2. - С. 92-105.
  48. Федоров, Н. В. И. Я. Яковлев и современная школа / Н. В. Федоров // Халӑх шкулӗ = Народная школа. - 1998. - № 4. - С. 1-9.
  49. Филиппова, Д. С. Роль И. Я. Яковлева и Симбирской учительской школы в просвещении чувашских женщин / Д. С. Филиппова // Ученые записки : посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / коллектив авт. ; Чувашский научно-исследовательский институт. - Чебоксары, 1969. - Вып. 42. - С. 63-69.
  50. Яковлев, И. Я. Война и чувашская школа в Симбирске / [инспектор И. Яковлев]. - Симбирск : Типо-литография Губернского правления, 1915. - 30 с.
  51. Яковлев, А. И. Воспоминания об отце : [о педагоге-просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве] / А. И. Яковлев // История и культура Чувашской АССР. - Чебоксары, 1971. - Вып. 1. - С. 378-470.
  52. Яковлев, И. Я. Выртмара : калавсем : [ачасем валли] / И. Яковлев. - Шупашкар : Чӑвашгосиздат, 1960 с. - 16 с.
  53. Яковлев, И. Я. Детские рассказы / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1968. - 80 с.
  54. Яковлев, И. Я. Краткая заметка об инородцах Волжско-Камского края в виду предстоящей первой всеобщей переписи населения Российской империи / И. Я. Яковлев. - Симбирск : Типо-литография А. Т. Токарева, [1897]. - 12 с.
  55. Яковлев, И. Я. Лаша шырани : [юмах] / И. Я. Яковлев. - Шупашкар : Чӑваш АССР Гос-во изд-ви, 1955. - 11 с.
  56. Яковлев, И. Я. Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами / И. Я. Яковлев. - Симбирск : Типо-литогр. Губерн. правления, 1915. - 71 с.
  57. Яковлев, И. Я. Сармантей : юмах: кӗҫӗн ҫулхи шкул ачисем валли / И.Я. Яковлев. - Шупашкар : Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2005. - 15 с.
  58. Яковлев, И. .Я. Сармантей : юмах / И. Я.Яковлев - Шупашкар : Чӑвашгосиздат, 1956 -15 с.
  59. Яковлев, И. Я. Утӑра : калавсем / И. Я. Яковлев. - Шупашкар : Чӑваш кӗнеке изд-ви, 1997. - 24 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...